Е. П. Блаватская
ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Сказка-быль XIX века
К матерьялу будущей Истории Психизма в Эпоху Дарвинизма (Посвящается
Отечественным Скептикам)
О Теософическом Обществе — придуманном и основанном мною лично, в
Нью-Йорке 17 ноября 1875 года — пишется и говорится столько глупостей, особенно
в России, что я наконец решаюсь просветить дорогих соотечественников. Поверят ли
они мне или не поверят, это уж их дело.
Ходит слух, что когда Князь Бисмарк желает скрыть от публики какую-нибудь
новую затеянную им политическую штуку, правильное течение которой может
затормозиться преждевременными толками о ней, то он объявляет громогласно
публике о своей новой комбинации. Другими словами, Железный Канцлер говорит
правду и — ему никто не верит. Сажусь писать истину и заявляю одни факты, —
заранее зная, что не в законах критики цивилизованной страны им поверить.
Напротив, читая мое правдивое повествование, основанное почти на невероятных,
но всё же истинных фактах, знакомясь с историей Общества, которое почти
мгновенно и без всякой подготовки, разрослось в несколько лет из семи
неизвестных миру членов в многотысячное "Братство", покрывающее теперь, как
грибы после дождя, земной шар "Ложами", мудрые критики должны усомниться. Даже
от доброжелателей своих я не жду большего как то, что пишет мне в послании своем
одна Кавказская майорша, которая, подарив меня своими впечатлениями о рассказе
"Загадочные племена на Голубых Горах", заканчивает их восклицанием — "Ах, какая
же вы беспардонная сочинительница".
Я много писала с 1881 года о Теософическом Обществе и его деятельности в
Индии, сперва в "Письмах на Родину" в Моск. Ведомостях, а затем в "Русском
Вестнике". И все, что бы я ни описывала, всегда относилось публикой к моему
"сочинительству", особенно всё рассказываемое мною о психическом строе индусов —
строе, конечно, не входящем в статистические замечания и книги Великобританских
Колоний. Рассказы из "Пещер и Дебрей Индостана", неоконченные за смертью М. Н.
Каткова, принимались читателями за роман и чистую фикцию. Но право не
дурно было бы не забывать мудрое изречение английского поэта — "truth is often
stranger than fiction" (правда часто страннее фикции). Почему не верить,
пожалуй, впрочем, и благоразумнее. Неверующему и спится покойнее и живется
легче; отрицать, ведь, куда как удобнее, нежели принимать на веру то, что в
обществе еще не получило пока права гражданства и для чего приходится плыть
против течения общественного направления и мысли. Не поверят мне, стало быть, и
теперь. Что ж, в добрый час! Как Эпиктет сказал своему хозяину, — лупившему его
за совет палкой, — я говорю критике: "Бей, но слушай". А что будет далее, то для
меня безразлично; да и бабушка еще надвое сказала насчет будущего, и вот почему.
Общественное мнение в России, как и везде, калейдоскоп, в котором комбинации
фигур меняются беспрерывно по воле руки, в которой он находится; или, говоря
иными словами, представления о возможном и невозможном, об умном и глупом,
подходящем и неподходящем, зависит от нескольких коноводов науки и моды, которые
и вертят этим мнением как флюгером. То, во что мы верили вчера, сегодня выходит
из веры, в первом как и во втором случае, только потому, что ветер дует в ту, а
не в другую сторону. Сама современная наука или, вернее, её первосвященники,
учили в средних веках всему тому, что они теперь отрицают и верят нынче в то,
над чем они тогда смеялись. Астрология, Алхимия, Магия заброшены на чердаки
Академий, а кровообращение, паровая сила и электричество, которые они еще так
недавно называли безумными выдумками — посажены на почтеные кресла в её
заседаниях. С другой стороны, гг. Академикам пришлось теперь уверовать в нечто
такое, от чего они еще десять лет назад отворачивали с величайшим презрением
свои высокоученые носы; а именно в то, что 50 лет тому назад было предано
великому остракизму, изгнано из священных пределов Академий, — Месмеризму и
Животному Магнетизму. Оба процветают теперь под маскою "внушения" или
"гипнотизма". А всё потому, что наша земля крутится, а с нею вместе двигаются и
мозги человеческие. Бывало, ученые до Галилея зрели в земном шаре плоский блин в
центре мира, тогда как уже Пифагор за 2000 лет до Коперника преподавал
гелиоцентрическое учение. Наши Европейские ученые средних веков зрели в
аллегории индусов, представляющей нашу землю лежащей на четырех слонах, которые
стояли на виляющей хвостиком в пустом мировом пространстве черепахе — святую
истину; а теперь они убедились в её шарообразной форме и в том, что наша планета
— ничтожный шарик среди миллиардов почище её планет. Тогда люди мнили в себе
земных богов, для которых и был сотворен Космос; а теперь наука убедила нас, что
мы не более как родичи бесхвостой макашки и происходим вместе с нашими убогими
кузенами от одного и того же (впрочем еще не открытого) прародителя —
Адама с хвостом...
Давно ли, ведь только еще вчера, по авторитетному учению Геккеля и его друга
Хаксли (Huxley), у самого Корня родословного дерева человечества сидел
монерон, пустынник океана — желеобразный студень, в котором Дарвинисты
зрели альфу плоти всего живущего на земле, омегой которого является
человек. Этот кусочек Киселя, выуженный Хаксли из пучины морской, был назван им
в честь германского коллеги Bathybius Haexkelii, и Дарвинисты зело хвалились
своим великим открытием. "Эврика! Открыто настоящее семя рода человеческого", —
говорил мне ещё недавно Романес. И что ж! Сегодня этот кандидат в людского
прародителя превратился под строгим химическим исследованием в щепотку даже не
органического вещества, а просто — в осадок.
[Страница 5 рукописи отсутствует]
Тот факт, что основательница этого якобы чудодейного Общества — своё
же чадо из родимого стада, не может не интересовать русского читателя. А то, что
это "родное чадо" приобрело как себе, так и Обществу всемирную, хотя и довольно
смешанную репутацию, загнав в свое поле лучшие, здоровейшие и даже часто
ученейшие головы (как оно и будет доказано) из многих заморских и дотоле
враждебных русскому духу стад, — факт знаменательный, который, кажется, должен
улыбнуться отечественному патриотизму?..
Но, пока ещё не вся история нашего "Братства" передана потомству, читатели и
критики, не зная еще ровно ничего, кроме сплетней о Теософическом Обществе,
конечно имеют самое законное и логичное право судить и рядить о нем по-своему.
Таков дух времени. Предлагаю всем поэтому смеяться над "Махатмами" Тибета и
Индии. Да зрят в них все благоразумные скептики, судя по рассказам врагов
Общества, одних чучел из кисеи и пузырей на длинных шестах, магов, летающих под
голубым небом Индии и даже витающих, по уверению очевидцев, в туманах Англии.
Станем смеяться вместе над этими сотнями умных людей, которых я так ловко
дурачила, во мнении Психического Общества, этими кисейными
Махатмами; и помнить, что индийская, как и вся допотопная магия, адепты и её
феномены, что всё это одна мистификация и фокусы. Да будет так. Только, не в
магии-то вовсе и дело... Уверяю всех, что отрицанием "сверхъестественных
феноменов" — в сверхъестественность которых ни я, как ни один теософ
никогда и не верил — Теософическое Общество нисколько не затрагивается. Тем
менее может объясниться, этими глупыми и всегда преувеличенными явлениями, его
существование.
[далее опять одной страницы не хватает]
степей и берегов Днепра, субъект без кола ни двора, без связей, как и без
денег, вдруг задумала да и совершила то, чего не совершить ни одному из
вас? Кликнула она клич в Нью-Йорке, 7 октября 1875 г., а ноября 17, того же
года, то есть в пять недель, уже основывалось Теософическое Общество в несколько
сот человек в Америке, и образовалась первая ветвь оного в Лондоне, из 73-х
человек. И покатилась с того дня под простым прикосновением моей руки лавина...
Обкатила она с той поры весь земной шар, и теперь все еще она катится,
увеличиваясь не по дням, а по часам. И не разбить этой лавины ни клеветам
никаких Психических Обществ, ни насмешкам, ни преследованиям. Почему? Потому что
без всяких феноменов эта лавина — сила! И за нею сила правды.
Вот этой загадки не вырубить топором самой лютой критике, как не замести её
следов и помелом равнодушного игнорирования. В чем именно состоит эта сила,
усмотрится далее. И тогда всякий увидит, как мало феномены могли повлиять на
рост и успех Теософического Общества и как напротив они могли бы повредить ему —
если бы что-либо в мире могло повредить тому, чему пробил его предназначенный
час.
Но всё это лишь к вступительному слову, которое, ввиду всевозможных басен, я
была обязана сказать. А теперь, сказав его...
[Внизу рукописи заметка другим почерком, черным
чернилом по-видимому, сделанная сестрой Е.П.Б. — В.П. Желиховской: "Не
окончена из-за смерти Е.П. Блаватской 26 апреля 1891 г." (по новому стилю 8-го
мая).]
top | Теософия
|